Статья подготовлена совместно с преподавателями школы Red Arrow.
Студенты, пока готовятся к сдаче экзамена IELTS, уделяют много времени самостоятельной работе, не брезгуют тематическими форумами, регистрируются на онлайн-симуляторах экзамена – и это похвально!
Однако сегодня мы хотим поделиться действительно полезными лайфхаками по подготовке к IELTS!
Главными аспектами при подготовке к экзамену являются:
✔ улучшение общего уровня английского;
✔ подготовка к специфичному формату экзамена.
Именно над этим вам и предстоит работать.
Пожалуй, не только выполнение типовых заданий экзамена позитивно повлияет на результат. Не забывайте и об общем уровне английского, со всеми показателями его оценивания. Нет смысла регистрироваться на экзамен, не достигнув твердого уровня Upper-Intermediate (B2), а Intermediate (B1) – и подавно. Чем выше уровень владения языком, тем реальнее шансы получить желаемый балл.
Другими словами, для начала удостоверьтесь, что ваш уровень владения языком соответствует ожидаемым результатам теста. Или – учитесь, учитесь и ещё раз учитесь. И только потом беритесь за подготовку к IELTS.
Сложнее всего студентам даётся грамматика. Слабый навык практической грамматики может сыграть злую шутку в разделе Writing любого из модулей IELTS. Даже если вы «натасканы» по формату написания всех трех типов эссе, отлично освоили структуру 1 и 2 письменного задания, с таймингом у Вас тоже зачет ... Грамматические и спеллинговые ошибки, которые никак не замаскируешь экзотическим произношением, могут опустить вас по шкале быллов на самое дно.
TOP самых сложных грамматических тем для русскоязычных студентов
- По своеобразной «статистике» студентов, предлоги, а также их управления даются тяжелее всего, так как эти структуры отличаются от родного украинского или русского языков. Еще одной из самых распространённых грамматических проблем является употребление артиклей. Причина этому проста: в родном языке их нет! Вот почему студенты забывают о них или игнорируют. Но поработать над ними придется, ведь даже в хорошо написанном тексте отсутствие двух маленьких слов или их неумелое использование (the my friend a Vasya is at the home) сразу бросится в глаза.
- Времена глагола. Тема не очень сложная, но важная, потому что без знания правильных глагольных окончаний мы рискуем ошибиться в каждом предложении. Кроме этого, не стоит игнорировать группу Perfect, особенно звучание сокращенных форм – это пригодится в части Listening.
- Пассивный залог (Passive Voice) необходим для грамотного оформления письменного задания, особенно Task 1 в Academic Module: описать процесс или график становится не так просто. Например, is expected/predicted to rise звучит гораздо солиднее, чем просто will rise.
- Условные предложения. Без них не обойтись при описании проблемы и возможных решений. Студенты не всегда распознают случаи, когда не стоит использовать глаголы will/would, поэтому важно не ограничиваться союзом if, а выучить еще и остальные: as soon as, so long as и др.
Последний совет не касается критически важной темы, это скорее «фишка» экзамена. Опыт студентов подсказывает, что даже идеально написанное сочинение, в котором используются только временные конструкции активного залога, не получит высокого балла по параметру грамматики. Экзаменаторы ждут от сильного студента более интересных конструкций, поэтому не помешает освоить, например, инверсию (Little do the authorities know about people’s needs): вам хватит буквально одного примера, чтобы показать эти знания.
Улучшаем грамматику
Преподаватели и опытные студенты рекомендуют:
1. Выходить за рамки упражнений и учебников: каждую конструкцию нужно тут же применять в действии, будь то отдельное предложение или сочинение. Главное, чтобы вы придумали их сами.
2. Больше читать! При этом сосредоточиваться на статьях интересных вам ресурсов (лучше с первых строк поисковика, чтобы не изучать ошибки горе-копирайтеров) и обращать внимание на то, как оформляет мысли автор. Чтение отлично помогает улучшить качество грамматики! С одной стороны, это интересно, увлекательно и познавательно, а с другой стороны – очень эффективно. Во время чтения необходимо обращать внимание на времена, подчеркивать интересные грамматические конструкции, попытаться объяснить почему употребляется то или иное время. Всё это даёт возможность понять как "работает"язык и как применяется теория на практике.
3. Если вы решили готовиться к тесту самостоятельно, постарайтесь все же есть смысл найти человека с хорошим английским для проверки ваших письменных заданий.
4. В случае, если ваши эссе грешат простотой формы, заведите себе “check-list”: он напомнит вам, что нужно использовать минимум одно условное предложение, пассивную конструкцию и т.д. До экзамена вы научитесь обходиться без шпаргалки.
5. Связывать грамматику с контекстом: так, без знания форм со значением будущего, практически невозможно говорить о технологиях или экологии.
Неоспоримым показателем уровня всегда будет лексика и словарный запас. Использование простейших слов, типа simple, difficult, small, big, interesting, different, etc дают четкое представление о Вашем уровне – увы, никак не Intermediate.
Рекомендации преподавателей по расширению словарного запаса и/или улучшения его качества
1. Используйте существующие пособия по словам, рассчитанные на уровни Upper-Intermediate и Advanced. Это сухая вытяжка «умных» слов, из которых вам нужно знать хотя бы по 5 на каждую тему.
2. Читать информационные ресурсы/блоги в оригинале. Чем больше – тем лучше и тем быстрее вы избавитесь от «рунглиша» и неестественных конструкций. Можно выписывать из статьи с десяток ключевых слов и попытаться пересказать материал преподавателю или другу.
3. Перед написанием эссе, когда составляете его план, стоит выписать на черновик и связанные с каждым пунктом опорные слова, которые вы так старательно учили: это поможет не забыть о них в процессе.
4. Заведите бумажный словарь, куда будете записывать слова (таким образом запоминаются одновременно и правильное написание слова (spelling)).
5. Запоминайте слова не по отдельности, а в словосочетаниях!
Самое главное – практикуйтесь. Используйте новые слова и выражения в речи устной и речи письменной. Если не с кем говорить, выходите онлайн: в интернете есть сотни сайтов, где изучающие английский ищут собеседников. В крайнем случае, разговаривайте с котом :)
Второй этап подготовки: особенности экзамена и формат заданий
Ниже приведен ряд универсальных типсов и трюков по выполнению заданий IELTS.
Изучите формат экзамена: час на письмо, час на чтение, полчаса+10 минут на аудирование. И если с аудированием все предельно понятно (весь тайминг сводится к скорости чтения заданий и заполнения бланков), то на письме и чтении задания не одинаковы по сложности, соответственно, и времени на них нужно разное количество. В идеале это подразумевает использование не более 15 минут на первое задание чтения и письма, и 5 минут на проверку в конце теста (не забываем о переносе ответов в бланк на чтении). Можно устраивать себе марафон в формате полного теста или отдельных заданий, выставляя таймер с нужным количеством минут на каждую часть, и постепенно улучшая результат. Полезно приучиться писать сразу на чистовик, оставляя черновик для плана: от помарок спасет стираемый карандаш, которым можно и нужно пользоваться.
Избегаем потери драгоценных баллов
Не оставлять пробелов! Это касается всех заданий: рискнуть и написать неправильно – лучше, чем не написать вообще, лишив себя шанса на правильный ответ. На Speaking нельзя молчать или давать односложные ответы: от вас ждут умения высказывать свои мысли развернуто. Полезно будет "отловить" свои типичные ошибки, и тренировать их. В письменной части вы просто обязаны показать свой словарный запас и точность использования грамматики.